Навигация
ГОЛОС МИНУВШЕГО
(Кубанский исторический журнал)

Новости и объявления
О журнале
Редколлегия
Авторам
Содержание номеров
Аннотации статей
Избранные публикации
Архив
Последний номер
Контакты

ГРАНИ
(ежегодник ФИСМО)

Новости и объявления
О журнале
Редколлегия
Авторам
Содержание номеров
Аннотации статей
Избранные публикации
Архив
Последний номер
Контакты
Аккаунт
Поиск по сайту
 
   КУБАНСКИЙ КРАЙ В СЕМЕЙНЫХ ПРЕДАНИЯХ - ГМ №1
  Раздел: ГОЛОС МИНУВШЕГО » Избранные публикации

А. РОЖКОВ


КУБАНСКИЙ КРАЙ В СЕМЕЙНЫХ ПРЕДАНИЯХ


В 1996 году самому читаемому писателю Франции Анри Труайя исполнилось 85 лет. Настоящее имя Труайя - Лев Тарасов. Он родом из России, из семьи армавирских армян купцов Тарасовых. Мать -коренная екатерйнодарка. В творчестве Труайя Россия занимает огромное место. Он автор исторических романов, охватывающих эпоху от Петра 1 до революции 1917 года, биографий великих русских писателей, книг о русских царях.

Вот что говорит писатель о русской теме в своем творчестве: "...стремление восстановить русское прошлое матери и отца завладело всеми моими помыслами. Я вдруг понял, что храню в себе настоящую сокровищницу образов, и осознал, что не имею права беречь их для одного себя. Россия, которую я носил в глубоких тайниках моей памяти,требовала выхода, простора".

Среди многочисленных рассказов, услышанных Труайя от родителей, были повествования о Кубани. Они тоже запечатлелись в памяти писателя. Ниже мы приводим фрагмент воспоминаний писателя о жизни родителей в Армавире.

Семья моего отца родом из Армавира, небольшого полуармянского получеркесского городка на Северном Кавказе. С незапамятных времен группы армян жили в горах в тесной дружбе с черкесскими племенами. У черкесов они переняли образ жизни, язык и одежду. Они носили черные черкески, украшенные на груди кожаными газырями, папахи, за поясом - кинжал в серебряных ножнах; питались молочной пищей и сушеным мясом. Они то и дело взывали к Аллаху, но хранили верность христианскому Богу. В аулах, где жили эти черкесы-гаи, как их называли, не было церквей. Раз в год с далекого юга, из Эчмиадзина, приезжал в этот край армянский священник и венчал молодые пары и крестил новорожденных. Исполнив свой долг, он торопливо пускался в обратный путь, моля Бога уберечь его обоз от нападения разбойников, прятавшихся в горных ущельях.

Когда Россия начала завоевание Кавказа, перед черкесами-гаями остро летал допрос совести: чью сторону им принять в войне завоевателей с горцами - своих друзей-мусульман против православного царя или православного царя против друзей-мусульман. Религия армян близка к русскому православию, и преданность Христу победила: черкесы-гаи восторженно встретили русских и перешли на их сторону. В войне с черкесами-магометанами они служили проводниками, разведчиками, переводчиками и оказали русским ценные услуги. В награду в 1839 году черкесы-гаи получили русское подданство и разрешение построить город с правом внутреннего самоуправления. Этим городом, а скорее, обычным аулом, обнесенным частоколом и окруженным рвом, и был Армавир. Мой предок обосновался здесь со своей семьей. Его звали Торос, и чиновники царской администрации, русифицировав его имя, превратили в Тарасова. Все это сотни раз рассказывал мне отец, слышавший об этом от своего отца. Рассказывал он и о ранней истории города, жившего под постоянной угрозой черкесских набегов. Как только часовой сообщал о появлении на равнине какой-нибудь подозрительной группе всадников, мужчины вооружались и бежали на крепостной вал, а женщины, дети и скот укрывались в лесных зарослях -своего рода кавказский "вестерн". Перестрелка продолжалась до наступления темноты. Несмотря на беспрерывные налеты черкесов, Армавир процветал, укреплялся и принимал новых жителей. Когда усмирение страны было почти закончено, город стал превращаться в крупный торговый центр. Мой прадед открыл здесь широкую торговлю сукном. Русские торговцы-перекупщики, черкесы-горцы, армянские купцы, приезжавшие с юга, охотно покупали его товар, потому что, как говорили, торговал он честно и по доступным ценам. Но в жилах у этих людей текла горячая кровь, и приказчики в лавке были вооружены не только деревянным аршином - отмерять ткани покупателям, но и пистолетом - отражать внезапные нападения черкесов.

Ребенком мой отец - его звали Аслан - лучше говорил по-черкссски, чем по-русски (впрочем, в доме все говорили по-черкесски) Единственный сын в семье (у него было три сестры), он проводил целые дни среди пастухов на дальних пастбищах. где паслись стада баранов и табуны диких лошадей. Там он научился джигитовать и бросать лассо - образование явно недостаточное для будущего наследника торгового дома Тарасовых Мой дед. человек суровый и дальновидный, послал своего девятилетнего сына в Москву, в Академию коммерческих наук, совершенствоваться в русском языке и постигать азы торгов. Когда десять лет спустя он вышел из школы, московский лоск надежно скрывал подлинную натуру потомка черкесов-гаев Он свободно говорил по-русски и был готов возглавить фамильное предприя. Встреча в Екатеринодаре с модою девушкой, белокурой красавицей Лиднен Абессаломовой решила его судьбу любовь с первого взгляда, скорая помолвка, сказочная свадьба в Армавире. В городе только что провели электричество, и отец, чтобы придать больше великолепия церемонии, взял напрокат прожектор, использовавшийся во время царской коронации в Москве Прожектор укрепили на фасаде дома и подсоединили к динамо-машине, находившейся в конторе торгового

дома Тарасовых. Вечером свадебный кортеж, возвращавшийся из недавно построенной церкви, был внезапно залит ослепительным светом. Лошади испугались, горцы принялись взывать к Аллаху, нищие протягивали руки к сверкающим лучам, точно к потоку золота. За венчанием последовал праздничный пир, длившийся пять дней. На пятый день один из моих двоюродных дедушек скончался от несварения желудка, и праздник кончился.

Семья моей матери (два мальчика и три девочки) была счастливой, сплоченной и жизнерадостной. Моя бабушка с материнской стороны, немка по происхождению, воспитывалась в Смольном институте и после замужества целиком посвятила себя мужу и детям Дед с материнской стороны - армяно-грузинского происхождения. Он был врачом в Екатеринодаре и страстно увлекался разведением роз. В его натуре замечательно соединялись врожденная жизнерадостность и высокое сознание профессионального долга, любовь к жизни и безграничная преданность своему делу Эта последняя черта его характера с блеском проявилась во время эпидемии холеры, опустошавшей провинцию в 1892 году В окрестностях Дубинки -пристанище всякого рода проходимцев, нищих, прочего сброда -молва обвиняла врачей в отравлении колодцев и убийстве людей. Санитар, посланный оказать больным помощь, был растерзан толпой Мой дед отправился в Дубинку совсем один, обратился к враждебно настроенной толпе с увещеваниями и в доказательство своих добрых намерений выпил воды из колодца, слывшего зараженным. Потрясенные его мужеством, самые яростные из обвинителей пустили его в свои лачуги и позволили лечить своих близких Дед чудом избежал заражения. Этот эпизод я включил в роман "Пока стоит земля", так же как и многие другие события из жизни моей семьи в России и в эмиграции. Дружба народов, 1996, ? 10.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ

1. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. 4.1. Краснодар, 1994. 271 с.

2. Кавказская война: уроки истории и современность. // Материалы научной конференции. Краснодар, 16-18 мая 1994 г. Краснодар, 1995. 288 с.

3. Матвеев В. Слово о кубанском казачестве. Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 199.5 461 с.

4. Соловьев В.А. Екатеринодарская крепость. Краснодар, 1995.32 с.

5. Возрождение казачества (история, современность, перспективы). // Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V международной (Всероссийской) научной конференции. Ростов-на-Дону, 1995.98 с.

6. Вопросы отечественной истории. Сборник научных трудов. Кубанский университет. Краснодар, 1995.106 с.

7. Проблемы истории казачества. Сборник научных трудов. Волгоград, 1995. 304 с.

8. Виноградов В., Шейха А. Кавказ в передовой общественно-политической мысли России (вторая половина XVIII -первая треть XIX). Армавир. Грозный, 1996.62 с.

9. Оноприенко А.М., Пятигорский Э.И., Садов Г.Н. и др. Российским флотом рожденный. Историческая хроника. Туапсе, 1996. 311 с,

10. Проблемы казачьего возрождения: Сборник научных статей. Ч. 1. Ростов-на-Дону. 1996. 88 с.

11. Подвиг кубанцев-чернобыльцев. 1986-1996. Краснодар, 1996.318 с.

12. История Кубани в'датах (Материалы к хронологии Кубани). Краснодар, 1996. 96 с.

13. Кубанское казачество. Три века исторического пути. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 1996. 304 с.

14. Казачья сотня (Краткие биографии ста деятелей казачества на поприще военной и гражданской службы, науки, литературы и искусства в XVI-XX вв.). Вып. 1-й. М., 1996. 278 с.

15. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996. 655 с.

16. Марченко И.И. Сираки Кубани. Краснодар, 1996.338 с.

17. Вопросы историографии и истории Северного Кавказа XVIII -начала XX в. Краснодар, 1997. 208 с.


 (голосов: 2)

САЙТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА